fb n kloop

  • Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • 0 312 298681
01slider

А.Джумабаева, директор ОФ Таалим-форум

Сегодня на фоне экологических катастроф, глобальных изменений климата идут поиски альтернативных путей развития и более эффективных методов защиты природы. Разрабатываются различные концепции устойчивого развития. В процессе осмысления наиболее эффективных путей изменения сложившейся ситуации, встает вопрос важности изменения экологического сознания человека и повышения экологической культуры. Это очень нелегкая задача, требующая огромных усилий и кропотливой работы, как со стороны государства, системы образования, так и со стороны сообществ, родителей и каждого из нас. Усиление только лишь формального экологического образования в школах и вузах не будет достаточным, тем более что оно страдает своими недостатками.

Эти недостатки являются частью проблем системы образования в целом, которая сегодня теряет свою воспитательную и гуманистическую роль в формировании всесторонне и гармонично развитой личности. Эти слова всегда прописывались в официальных документах и программах в качестве целей и задач системы образования. На деле же они недостаточно выполнялись в прошлом, а сегодня ситуация еще более удручающая. К сожалению, система образования все больше превращается в придаток экономики и подчиняется рыночным законам гораздо быстрее, нежели здравому смыслу и даже программным документам. Сегодня рейтинг школ тем выше, чем больше выпускников поступает в вузы, а результативность вузов определяется востребованностью их специалистов на рынке труда. Поэтому все больше внимания уделяется «востребованным» дисциплинам, таким как иностранные языки, компьютерные технологии, математика. Все больше людей верят, что для молодого поколения образование должно служить в качестве лестницы для достижения более высокого социального и материального статуса.

Стремление к материальному достатку отодвигает на задний план ценности духовные, усиливает потребительское отношение к земле и ее ресурсам. В стремлении достичь высокого уровня благосостояния в новых независимых странах, каковым является Кыргызстан, высокоразвитые западные страны часто представляются образцом развития. Информационные потоки, пропагандирующие западные ценности, в особенности связанные с культурой потребления, грозят национальным культурам потерей своих исконных ценностей, а также повторением ошибок промышленно-развитых стран в их отношении к своей земле и природе.

Сатиш Кумар, гуманист и просветитель, автор многих книг, редактор журнала «Resurgence» («Возрождение»), рассуждая о месте экологии и экономики в образовании, напоминает, что оба эти понятия происходят от слова «Оikos», означающего «Дом». Экономика означает управление домом. «Logos» – означает изучение дома – нашей планеты. Невозможно научиться управлять домом, сначала его не узнав. Поэтому экологическое образование должно занять свое важное место в системе образования.

Фрагментарность знаний и отсутствие межпредметных связей в обучении является еще одной проблемой современного образования. Полученные знания не привязаны к реальной жизни школьников и студентов, к местам проживания и обучения. А ведь именно непосредственная и живая связь с землей, с местностью могла бы стать неисчерпаемым ресурсом для обучения экологии, любви к родному краю, а вместе с этим развивать ответственное отношение к земле и ее природным и культурным богатствам.

Общественный фонд Таалим-Форум вовлечен в работу по созданию и продвижению обучающей среды, которая применяет комплексный междисциплинарный подход, объединяющий возможности естественных и гуманитарных наук. В такой среде знания служат для формирования собственного мировоззрения, помогают понять, как устроен природный и социальный мир, найти свое место и роль в нем. Экологическое знание выступает как основополагающее начало для постижения всего остального.

За три года работы был изучен существующий опыт зарубежных стран, апробированы различные методики в работе со школьниками и студентами. Идет процесс обсуждения и осмысления того, как лучше использовать, адаптировать и продвигать принципы образования, привязанного к местности, в обучении школьников и студентов. Эта работа проводится совместно с заинтересованными учителями и преподавателями, коллегами из зарубежных стран. Опыт работы в этой сфере позволяет сегодня обозначить преимущества и возможности образования, основанного на связи с местностью, озвучить концептуальные основы и обосновать важность и перспективы продвижения этих подходов в работе со школьниками и студентами, образовательными и местными сообществами.
Жизнь показывает, что учить взрослых означает переучивать, что не всегда дает желаемые результаты. Наиболее благоприятный возраст для впитывания знаний, особенно тех, которые приходят не путем лекций, а через непосредственный опыт и собственные ощущения, конечно же, школьный. Не зря наша работа со школьниками встречает открытость и живой интерес детей. А блеск детских глаз, сияющие улыбки, радость от процесса познания придает нам уверенность, что эти дети, а с ними и новое поколение в целом будут лучше нас сегодняшних. Появляется вера, что они смогут стать носителями измененного сознания и поведения в отношении к земле и к жизни. А экспериментальный проект со студентами, воплощенный в организации Летнего Экологического Семинара, показал большие перспективы и возможности использования подходов образования, привязанного к местности, в работе со студенческой молодежью.
В чем суть образования, которое основано на связи с местностью?

Образование, уделяющее внимание связи с местностью, землей, является частью холистического образования, продвигающего концепцию целостности. В своих попытках преодолеть существующую фрагментарность обучения в современной системе образования и воспитать целостную личность, холистическое образование можно назвать альтернативной педагогикой. Холистическое образование нацелено на интеграцию и взаимосвязь личностного опыта людей с окружающей реальностью, способствуя созданию такой обучающей среды, в которой знание становится частью непосредственного опыта школьников и студентов.

Холистическое/целостное образование, преодолевая линейное мышление, развивающее в основном, интеллект, в равной степени уделяет внимание физическому, эмоциональному и духовному развитию. Выстраиваются взаимосвязи между полученными знаниями и личной жизнью и опытом учащегося, развиваются способности выражать себя через письмо, речь, фотографию и другие формы творческого выражения. Дети учатся видеть живой и разноцветный мир вокруг себя. А сказки, легенды и мифы становятся важным источником постижения мудрости.

В отличие от общепринятого экологического образования, которое ищет решения для существующих экологических проблем, холистическое эко-образование нацелено на развитие чувства привязанности к земле, на непосредственное вовлечение и приобретение опыта через прямое общение с живой природой и ее явлениями. Развивается чувство заботы о природе, а через проведение собственных исследований родной край открывается своими новыми гранями.
В стенах классной комнаты, во время лекций трудно развивать чувственную и эмоциональную сферу учащихся. Это достигается во время занятий, проводимых непосредственно на местности. Конечно, сегодня все больше учителей используют интерактивные методики обучения, активные и развивающие игры, новые технологии, элементы исследовательской работы. Однако, выход с учащимися на природу, обучение на местности, в непосредственном контакте и ощущении природы, используется только лишь энтузиастами.

Как заметил Дэвид Орр, автор множества книг по экологическому образованию, «мы ощущаем природу через наше зрение, звуки, запахи, прикосновения и вкусы – как смешение ощущений, играющих с нами в различных переплетениях. Но мы не организуем образование путем нашего ощущения мира. Если бы мы это делали, мы бы, наверное, имели факультеты Неба, Ландшафта, Воды, Ветра, Звуков, Времени, Морских берегов, Болот, Рек, Почвы, Деревьев, Животных, и, возможно, Восторга. Вместо этого наше образование устроено по типу почтовых ящичков, поделенных по абстрактным дисциплинам для нашего интеллектуального удобства». Он критикует академическую специализацию, интеллектуальную узость и, как следствие, узость мышления, а также десятилетия «говорильни» о важностях междисциплинарных и транс-дисциплинарных подходов.
По словам Дэвида Орра, «у природы есть чему учиться». Это не новая идея, конечно. Но это и призыв к серьезному использованию в познавательном процессе всех органов чувств через погружение в природный мир. Роль местности (или места) в образовании была потеряна по разным причинам. Сегодня место, где мы обитаем, перестает быть для нас источником пищи, воды, энергии, материалов, друзей, отдыха или высокого вдохновения. Мы стали путать символы с реальностью, и абстрактные понятия искажают наше восприятие. В результате земля для нас становится «недвижимым имуществом» или источником добычи природных ресурсов. Широкие возможности местности, включая ее экономические, экологические, социальные, политические и духовные аспекты, теряются в узкопрактическом подходе и отношении к ней.

Когда мы обучаем на местности, идет соединение интеллекта и опыта. Школьники вовлекаются в непосредственное наблюдение, изучение, экспериментирование. Развиваются навыки по применению знаний на практике. Практические навыки, когда работаешь не только головой, но и руками, являются необходимыми аспектами, как приобретения опыта, так и развития мышления. Благодаря взаимодействию между мышлением и практической деятельностью, знание становится менее абстрактным, оно привязывается к определенной местности, ее проблемам.
Любое место может служить в качестве сложной лаборатории, в которой переплетены природные процессы и человеческая культура. Любое место – это часть экосистемы, которая содержит в себе разнообразие микросистем, это земля с присущей ей флорой и фауной. Жители одной местности являются частью больших социальных, экономических и политических систем, они связаны многочисленными связями с другими местами. Местность невозможно изучать только лишь с позиций одной дисциплины. Процесс познания возможен только лишь в комплексной мозаике различных феноменов и проблем. Их изучение стимулирует не только познавательную деятельность, но и подталкивает к тому, что учащиеся начинают свои собственные исследования. А когда на местности есть леса, реки и сады, возможности экологических исследований увеличиваются. Изучение местности учит «искусству жить хорошо там, где мы есть». Узнавание местности создает чувство привязанности к нему, превращая человека из «резидента» в «жителя», который будет заботиться о своей земле, решать ее проблемы .

Пилотные/экспериментальные проекты Таалим-Форума, основанные на этих идеях, воплотились в работе со школьниками и студентами, учителями и преподавателями, и были нацелены на поиск новых возможностей в обучении. Это обучение предполагало выход из стен учебного здания, которые создают среди учащихся ощущение замкнутости, контроля и давления. Идеи проекта предполагали, что школьники и студенты, особенно урбанизированные, будут использовать свои руки, ноги, глаза, уши и другие органы чувств для изучения своего родного края. Наши горы, ущелья, водопады хранят магическую красоту и неизведанные тайны. Но, к сожалению, школы все реже организуют походы и выезды, и не каждая семья может себе позволить вывозить детей на лоно природы с целью ее изучения. Пришкольные сады перестали использоваться в качестве учебных площадок, упуская уникальную возможность для обучения.

Реализуя наши проекты, мы стремимся через развитие чувственного восприятия окружающего мира и непосредственного опыта общения с местностью показать взаимосвязь и взаимозависимость социальной и природной среды. Школьникам и студентам предоставляется возможность:

• узнать больше о самих себе, ощутив свои корни и связь с местностью, землей, на которой они родились и живут,
• осознать свою ответственность в сохранении баланса и гармонии в отношениях человека и природы,
• ощутить чувство уважения к земле,
• занять активную позицию через изменение личного поведения и развитие экологического сознания.

Наши усилия, направленные на изменение на личностном уровне отдельно взятого школьника или студента, в дальнейшем должны повлечь изменения в их окружении и сообществах, в которых они живут. Мы открыты для учителей, заинтересованных в применении методик обучения на местности. Наш опыт и адаптированные для школ методики были встречены с большим энтузиазмом на семинарах с учителями экологии школ и вузов, которые подтвердили важность продвижения методик обучения на местности, а также выявили целый спектр проблем, связанный с экологическим образованием в республике. Установление связей в работе со школами позволит перейти от экспериментальных проектов к совершенствованию школьного экологического образования, которое должно стремиться к созданию обучающей среды, вызывающей интерес и радость от процесса познания.

Методика работы со школьниками включает развитие зрительных и чувственных способностей, которые помогают не просто смотреть, но видеть окружающий их мир. Профессиональные фотохудожники, рассказывая и показывая, что такое композиция или экспозиция, какова роль света и другие технические приемы, неустанно подчеркивают, как важно научиться видеть и находить интересные моменты, поразительные пейзажи, эмоции людей, остановить на миг волнующее движение. Выставки фотографий юных участников проектов в публичных местах, издание фотоальбома и передача их в школы не только воодушевляют детей, но и заставляют гордиться красотами мест, которые они посетили вместе со своими сверстниками и наставниками. Школьники учатся видеть мир не только сквозь линзы фото, но и видеокамеры. Создание видеофильма своими руками позволяет школьникам стать не только операторами, но и сценаристами, режиссерами, журналистами, актерами и монтажерами, раскрывая свои творческие таланты.

В рамках школьного проекта группы городских школьников выезжают в сельскую местность, где живут в семьях своих сельских сверстников, также принимающих участие в проекте. В селе у школьников всегда насыщенная программа, которая включала игры, концерты, посещение национальных конно-спортивных игр, яблочного фестиваля, фотографирование, видеосъемки, интервью, работа в саду, написание сочинений, отражающих все, что они видели и ощущали. Затем наступает очередь сельских школьников посетить город и встретиться со своими новыми друзьями.

Выставка фотографий, просмотр фильма, посещение городских школ, музыкальные концерты, театрализованные постановки, зачитывание своих историй – все это и многое другое позволяет школьникам понять, как интересен и многообразен окружающий мир, и каким увлекательным может быть процесс его открытия и познания. У школьников формируется более тесная связь с землей, ее природой и людьми, живущими на ней.
Участница школьного проекта, 13-летняя Алина, написала в своем сочинении: «В самом начале поездки я задавала себе вопрос: как же мы преодолеем барьер между нами – городскими и сельскими ребятами? Сельские дети считают нас, городских, эгоистичными, а мы не всегда относимся к ним с пониманием, чаще – бестактно. А сейчас я чувствую и понимаю, что ничего не надо преодолевать. Так как барьера этого и не существовало».

Мы все рождаемся с огромными способностями открывать для себя окружающий мир, ощущать его неотделимой частью. Но почему-то во взрослой жизни мы теряем свои способности видеть и чувствовать мир во всем его многообразии, перестаем удивляться и восхищаться. Мы ограничиваем свой мир, перестаем видеть связи, делающие этот мир целым. Могут быть разные причины трансформаций нашего мироощущения, но роль системы образования в этом процессе существенна. С самого начала в школе учат доверять только научным знаниям, отвергая чувства, ощущения, интуицию и всю кладезь знаний, которая не подчиняется критериям научности. На деле же, научное рассмотрение и познание мира может увеличивать тот разрыв, который создается между нами и окружающим нас миром. Ослабляя чувственные ощущения, мы ограничиваем наши возможности поиска путей гармоничного сосуществования с природой, миром людей и с самими собой.

В этом плане развитие альтернативных педагогик и подходов, таких как образование, основанное на связи с местностью, способствует развитию целостной личности, осознающей проблемы земли и нашего к ней отношения. Такие формы образования помогут воспитать новое поколение, способное противостоять процессам, разрушающим природную среду и традиционные культуры, сохраняющие одухотворенные взаимоотношения с природой.

Использованная литература
1. John P. Miller. The Holistic Teacher. Curriculum Series/65. OISE Press. 1993
2. David W. Orr. Earth in Mind: On Education, Environment, and Human Prospect. Washington, DС: Island Press. 2004
3. David W.Orr. Place and Pedagogy в книге M.K.Stone, Z.Barlow (eds.), Ecological Literacy: Educating Our Children for a Sustainable World, San Francisco: Sierra Club Books