fb n kloop

  • Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • 0 312 298681
01slider

Семинар-тренинг был организован 19-23 августа, 2010 года в селе Калмак-Ашу, Чон-Кеминского района.

Участники: школьные учителя различных предметов из школ г.Бишкек и сел разных регионов.

Основная цель: поделиться опытом проведения предыдущих проектов со школьниками, обучение методике обучения на местности, обсуждение плана реализации проекта, преимуществ для школьников, возможных трудностей, подписание контрактов с учителями – будущими тренерами в проекте «Здравствуй, родной край!».

Семинар был организован во время летних каникул, когда учителя свободны. В нем приняли участие отобранные учителя, заинтересованные в проведении школьного проекта «Здравствуй, родной край!» в 2010 году со своими школьниками.
Программа семинара включала методику, разработанную и апробированную в предыдущих проектах со школьниками: основы искусства по фотографированию, основы коллективного видео, обучение навыкам письма, привязанного к местности. Среди тренеров были координаторы из «Таалим-Форума» и профессиональный фотохудожник Александр Федоров.
Всего на семинаре приняли участие 12 учителей, работающих в Бишкекских школах, школах сел Чон-Кеминского района: Кызыл-Булак, Тарсу, Каинды; сел Тон и Коргонду-Булак Иссык-Кульской области, села Жаны-Тилек из Нарынской области.

Во время семинара много внимания было уделено обсуждению возможных перспектив и вызовов/трудностей в реализации проекта на практике. Среди трудностей обсуждались следующие вопросы:

  • Финансовые и транспортные вопросы;
  • Поддержка и понимание со стороны родителей и школьной администрации;
  • Языковые и психологические барьеры между городскими и сельскими школьниками.

Семинар позволил установить связи и партнерство между учителями городских и сельских школ. Были обсуждены структура программы, цели и организационные детали проекта. Участники также имели возможность обменяться своим опытом проведения внеклассной работы со своими учениками, различными методиками, включая игровые методики.

Учителя позитивно восприняли подходы и методики, подчеркнув важность развития у детей способностей видеть окружающий мир, родной край, где они живут, умение чувствовать, наблюдать и проводить исследования на местности. Все участники выразили свою готовность использовать полученные методики не только во время реализации школьного проекта, но и в будущей работе со своими учениками. Большинство участников активно подготовились к реализации проекта со своими учениками.

Фотоальбом с семинара-тренинга с учителями, 2010

Цель: обсуждение подходов образования на местности и перспектив совместной реализации школьного проекта «Здравствуй, родной край!» в 2010 году силами учителей г.Бишкек и сельских школ регионов страны.

Круглый стол проведен 14 мая 2010г. в г.Бишкек

Вопросы для обсуждения:
1. Проведение семинара-тренинга для учителей из школ г.Бишкек и сельских школ по обучению методики, использованной в предыдущих проектах;
2. Установление партнерских отношений между городскими и сельскими школами по реализации проекта;
3. Возможные программы и организационные вопросы по проекту: обмен идеями, возможные риски и препятствия, пути их преодоления.

Среди участников круглого стола были учителя из школ города Бишкек, региональных школ, принимавших участие в предыдущих школьных проектах, заинтересованные учителя, представитель Государственного агентства охраны природы национальный координатор программы «Образование для устойчивого развития», представитель из детского центра краеведения, географии и туризма, директор Ботанического сада Кыргызского национального университета, эксперты и координаторы ОФ «Таалим-Форум». Всего в работе Круглого стола участвовало 40 человек.

«Таалим-Форум» представил свой опыт реализации школьного проекта в г.Бишкек и селах в 2007-2009 годах и методику обучения на местности. Учителя, принимавшие участие в проекте, поделились своими впечатлениями и наблюдениями, говорили о положительном воздействии проекта на детей. Так, в школе-гимназии №29 по инициативе учителя географии был открыт экологический кружок, многие дети начали принимать участие в различных фото конкурсах, в целом дети стали более активными и творческими, более заботливыми по отношению к окружающей среде и друг другу. Учителя из сельских школ отметили растущий интерес родителей и школьных администраций к этому проекту и стремление школьников участвовать в похожих проектах в будущем.

Участники обсудили проблемы эко-образования в школах и перспективы использования инновационных и внеклассных методик. Такие подходы помогают детям развивать их чувственное восприятие и способности видеть красоту местной природы и культуры. Дети становятся более открытыми в выражении своих чувств и впечатлений. Проект соединяет детей с их родной землей, выстраивает мосты дружбы между сельскими и городски детьми и школами.

Были также обсуждены трудности в реализации проекта силами учителей, которые, зачастую заняты, не имеют возможности реализовать проект, особенно, если он основан только лишь на энтузиазме и не оплачиваем. В то же время в школах достаточно энтузиастов-учителей, открытых для инноваций и участия в новых мероприятиях. И это не обязательно учителя экологии или географии. В наших проектах были активные учителя таких предметов, как кыргызский язык, математика и др.
На круглом столе учителя получили материалы с описанием методики проведения проекта и приблизительные программы реализации.

Перед собравшимися выступил философ Саветбек Абдрасулов, который говорил о важности изучении родной культуры для подрастающего поколения. Все участники были приглашены к участию в предстоящем семинаре-тренинге и реализации школьного проекта со своими учащимися.

Фотографии с круглого стола «Образование через воссоединение»

Трехдневный семинар для преподавателей экологии в вузах состоялся в январе 2010 года в селе Калмак-Ашу Чон-Кеминского района. В работе семинара приняли участие преподаватели из таких вузов, как Кыргызский Национальный университет им.Ж.Баласагына, Кыргызский Аграрный университет им.К.Скрябина, Кыргызский государственный университет им.И.Арабаева, Ошский государственный университет, Джалалабадский государственный университет, Бишкекский государственный университет, Иссык-Кульский государственный университет им.К.Тыныстанова, Кыргызская государственная юридическая академия, а также специалисты из Республиканского Детско-юношеского Центра Экологии, Краеведения и Туризма при Министерстве Образования КР, Экологического движения "БИОМ", учителя из Эколого-Экономического лицея №65, а также координаторы ОФ «Таалим-Форум».

Семинар включал презентации, работу в малых группах, обсуждение, практические упражнения.

Семинар проходил 28-30 ноября 2009 года в с. Калмак-Ашу, Чон-Кеминского района.

Семинар был посвящен обсуждению проблем экологического образования в школах республики, поиску решений и конкретных шагов по улучшению ситуации в этой сфере, а также обмену опытом по инновационным методикам и по различным программам, затрагивающим экологические темы.
Таалим-Форум презентовал свой опыт работы в сфере экологического образования, по продвижению инновационных методик, междисциплинарных подходов в обучении, проект по продвижению принципов и подходов обучения, привязанного к местности, когда место проживания используется в качестве неисчерпаемого ресурса знаний и обучения.

Ввиду того, что эко-образование в целом в нашей стране находится в своем почти что зачаточном состоянии, а учителя, в основном, энтузиасты, не знают, о том, как работают их коллеги, ограниченны в доступе к международному опыту и достижениям, семинар был призван обсудить все наболевшие вопросы и выработать рекомендации.

На семинар собрались учителя школ города Бишкек, имеющие опыт в преподавании экологии, ведущих уроки по экспериментальным программам, а консультант «Таалим-Форума» профессор Э.Д.Шукуров, специалист из Управления образования г. Бишкек, представители общественного движения БИОМ. Были также приглашены учителя из сельских школ, которые принимали участие в школьных проектах.
Программа семинара включала три дискуссии с применением метода мозгового штурма, работу в малых группах, презентации учителей с обсуждением методик и их адаптации.
Все участники семинара приняли активное участие в обсуждениях.

В ходе обсуждения были озвучены следующие проблемы экологического образования в стране:
• Отсутствие стандарта образования по экологии для разных типов школ;
• Недостаток количества часов для изучения экологии в общеобразовательных школах;
• Отсутствие актуальной литературы для учителей (методические пособия, адаптированные под наш регион;)
• Недостаток и отсутствие учебной литературы для учащихся;
• Отсутствие возможности обмена опытом преподавания экологии в школах на региональном, республиканском и международном уровнях;
• Разработка поурочных планов и дидактических материалов к урокам с приложениями, рекомендованных к изданию;
• Недостаток и отсутствие мультимедийных средств, ТСО;
• Оторванность экологических знаний от реальной жизни, мест проживания, от практического применения;
• Отсутствие интегрированных разработок уроков по экологии;
• Отсутствие оборудования для проведения лабораторных и практических занятий;
• Недостаток информации по инновационным методикам преподавания экологии;
• Недостаток квалифицированных кадров в области преподавания экологии в школах, несмотря на большое количество выпускников вузов по данной специальности;
• Отсутствие Интернет-ресурса, адаптированного для учителей экологии Кыргызстана;
• Отсутствие общественного объединения учителей экологии Кыргызстана, в качестве координирующего органа;
• Отсутствие взаимосвязей школа-вуз в решении проблем в области экологического образования.

Участники обозначили основные цели экологического образования:
1. Поликультурное экологическое воспитание;
2. Сберечь дикую природу (естественные продуктивные экосистемы);
3. Природа превращается в культурный субъект;
4. Экологизация человеческого сознания.

Ожидаемые результаты экообразования
1. Применение экологических знаний в повседневной жизни и во всех отраслях экономической деятельности;
2. Понимание, как нужно действовать;
3. Экологически ответственное поведение;
4. Изменение в поведении, образе жизни, отношение к среде и окружающим, и культуры потребления в сторону экологизации;
5. Бережное отношение к природе;
6. Гармонично развитая личность;
7. Поступление в экологический вуз;
8. Осуществление межпредметных связей.

Какие базовые знания необходимы для экообразования?
• Этнокультура
• География своего края
• Региональные и местные экопроблемы
• Биоразнообразие и ресурсы сбережения
• Экология человека
• Основы экологической санитарии и гигиены
• Экологически ответственное поведение
• Изучение базовых понятий (организм, популяция, экосистема)
• Целостность экосистемы
• Природные экосистемы
• Человек как часть экосистемы

Предлагаемые методы, используемые в эко-образовании
• Тематические подходы
• Межпредметные связи
• Уроки в природе
• Походы и экскурсии по родному краю
• Визуальный мониторинг местности
• Экологические десанты и акции
• «Тропа определения растений»
• Конкурсы, викторины, дебаты, круглый стол, театр, инсценировки
• Использование ТСО (презентации, фильмы, слайды, пр.)
• Эксперименты, лабораторные работы
• Исследования
• Ролевые игры
• Телемосты

(смотреть фото)

Цель: вовлечение студентов, будущих специалистов, в изучение биологического и культурного разнообразия Кыргызстана.

В августе 2009 года (с 3-20 августа) Общественным Фондом "Таалим-Форум" был организован Летний Экологический Семинар (ЛЭС) в рамках проекта "Образование, основанное на связи с местностью: вовлечение сообществ".
Проведение ЛЭС стало еще одним шагом по вовлечению студентов, молодое поколение будущих специалистов, в деятельность по сохранению биологического и культурного разнообразия Кыргызстана.
В работе ЛЭС приняли участие студенты различных ВУЗов Кыргызстана: КНУ им.Ж.Баласагына, БГУ, БФА, АУЦА, КРСУ и ОшГУ. Семинар включал сессии в г. Бишкек, проведенные на базе Кыргызского Национального Университета; недельного лагеря на высокогорном пастбище на озере Сон-Куль и двухдневной сессии в с. Калмак-Ашу, в Чон-Кеминской долине.
Программа семинаров была содержательной и насыщенной. Студенты обсуждали вопросы глобального изменения климата, проблемы пастбищных угодий республики, мир растений и животных, вопросы археологии Кыргызстана, реки Кыргызстана, экологичность кыргызской материальной и духовной культуры.

Сессии проводили известные ученые, специалисты Кыргызстана: Эмиль Шукуров, Людмила Пенкина, Кубатбек Табалдиев, Т.Карамолдоев. Известный фотохудожник Кыргызстана Александр Федоров обучал студентов искусству художественной фотографии. Студенты также научились с помощью видеокамеры снимать небольшие правдивые сюжеты, наполненные впечатляющими кадрами из жизни местных сообществ. Помогла им в этом технология Коллективного Видео, позволившая реализовать творческие возможности студентов, использовать камеру для освещения экологических проблем города.
Практические занятия во время городских сессий включали посещение мест археологических памятников вблизи города Бишкека, выезд на городской мусорный полигон.

Программа городских сессий включала следующие темы:
• Биотические механизмы регуляции климата. Животный мир Кыргызстана. (Э. Шукуров)
• Археологические памятники, виды археологических памятников, святые места в Кыргызстане; Особенности полевых археологических исследований. (К. Табалдиев)
• Целостное видение мира. Введение в экодизайн. Особенности проведения исследований на местности. (А. Джумабаева)
• Гидронимия рек в Кыргызстане. (Ж. Карамолдоев)
• Курс письма, основанный на связи с местностью. (Д. Алымовa)
• Основы художественной фотографии. (А.Федоров)
• Основы Коллективного видео (теория, практика) (Д.Алымова, Д.Карабаев)
• Растения Кыргызстана. Пастбищные ресурсы Кыргызстана. Национальные экологические стратегии для жизнеспособного развития. (Л. Пенкинa)

Вторая неделя семинара прошла на высокогорном пастбище у озера Сон-Куль. Студенты проживали в экстремальных условиях высокогорья, познакомились с удивительной флорой и фауной Сон-Куля, бытом и традициями местных жителей.

Программа Сон-Кульских сессий включала:
• Юрта в жизни кыргызов: установка и разборка юрты, изучение деталей
• Полевые археологические экспедиции с целью исследования археологических памятников территории Сон-Куля: петроглифы, могильные камни, оградки, пр.
• Кыргызская национальная кухня: техника разделывания барана, приготовление традиционных блюд
• Лошадь в жизни кыргызов: роль лошадей в жизни кыргызов, изучение различных пород лошадей, кыргызские названия и классификация лошадей по возрастной, цветовой и пр. особенностям. Верховая езда на лошади. Участие в конноспортивном фестивале
• Изучение растений Сон-Куля, лекарственных растений Кыргызстана
• Кыргызское национальное ремесленничество: валяние войлока, техника изготовления шырдака, кийиза
• Традиционная музыка пастухов и кочевников, изучение истории древних музыкальных инструментов: комуз, сыбызгы, кыл кыяк, чопо-чоор
• Легенды и малые эпосы кыргызов: чтение и театрализованная постановка малого эпоса Кожошаш; легенды об озере Сон-Куль
• Гидрология озера Сон-Куль
• Топонимы Нарынской области

Семинар завершился сессиями по Глубинной Экологии и теории Геи в живописном месте Чон-Кеминской долины, селе Калмак-Ашу. Сессии проводил Стефан Хардинг, профессор экологии Колледжа им. Ф.Шумахера (Великобритания).

Участие в семинаре позволило студентам взглянуть на себя, свой родной край совершенно по-другому. Для них были подготовлены все условия для того, чтобы они на время примерили на себя образ жизни кочевников и его взаимодействие с окружающей средой, которое было экологичным и неразрушающим баланс в природе. По окончанию сессий на Сон-Куле, студенты завершили и презентовали свои исследовательские проекты на Круглом Столе, прошедшем в Кыргызском Национальном Университете им. Ж.Баласагына, подготовили фото-выставку, создали фильм «Trash», продолжают работать над редакцией видеоматериалов, отснятых по методу Коллективного видео для демонстрации широкой публике своего фильма «Родной и неизвестный Сон-Куль».

Благодаря интенсивным семинарам и обучению на местности, студенты сумели расширить свои познания и развить практические навыки, необходимые для исследования природы и культурного наследия родного края. Студенты осознали на собственном опыте насколько важно сохранять традиционную культуру, беречь необычайно красивую природу Кыргызстана и ее ресурсы в современных условиях глобализации и рыночной экономики.

Фотоальбом «Летний экологический семинар» со студентами, 2009
На основе проведенных малых исследовательских проектов, студенты провели Круглый стол на тему «Экология Кыргызстана глазами студентов» (2009)

Студенты, принимавшие участие в Летнем экологическом семинаре, презентовали свои малые исследовательские проекты на организованном в Кыргызском Национальном университете Круглом столе.

Презентации были по следующим темам:

  • Проблемы озера Сон-Куль
  • Сохраним эдельвейс
  • Лошадь в жизни кыргызов
  • Наскальные рисунки на Сон-Куле
  • Юрта
  • Кыргызский войлок и узоры

Студенты прикоснулись к этим темам не только мысленно, но и руками, наблюдая их напрямую, имея возможность почувствовать объекты и предметы своего исследования, включив все органы своих чувств, живя на пастбище у озера Сон-Куль. Чтобы углубить свои познания по выбранной теме, студенты ознакомились с литературой, проводили интервью, консультировались со специалистами – тренерами летнего семинара.

Проект был реализован с участием школьников и учителей из школ г.Бишкек, сел Чон-Кеминского района Чуйской области, села Жаны-Тилек Ак-Талинского района Нарынской области
Участники: школьники, учителя, родители и школьные администрации

Цели проекта:

  • Продвижение методики обучения на местности среди учителей школ различных предметов и применение инновационных подходов в обучении и преподавании;
  • Повышение сознания среди учителей по интеграции подходов обучения на местности в образовательном процессе;
  • Помочь детям в понимании взаимосвязей в природе и обществе, видении красоты окружающей среды;
  • Установление партнерских отношений между школами города и села, учителями и школьниками, продвижение культурного плюрализма и толерантности;
  • Формирование экологически сознательного поведения, основанного на изучении традиционной экологической мудрости и знаний;
  • Развитие зрительных и чувственных способностей среди детей в их видении земли, ее культуры, истории, ландшафтов; проведение полевых исследовательских работ и написание творческих сочинений;
  • Развитие коммуникационных навыков среди студентов.

5 региональных школ и 7 городских школ из г.Бишкек были приглашены для участия в проекте в 2010 году. 18 учителей было обучено на тренингах и семинарах. В каждой школе был один тренер и помощник, работавшие со школьниками. Среди тренеров были учителя географии, экологии, биологии, кыргызского языка и литературы, а также математики. Школьники, принимавшие участие в проектах, были в основном учениками с 6 по 11 класс.

Программа реализации проекта включала 3 части:

1. Образовательные тренинги в школах #24, 29, 38, 48, 65, 68 г.Бишкек
2. Организация познавательных путешествий в села во время школьных каникул
3. Встреча школьников из сел в г.Бишкек и организация фото-выставки в Музее изобразительных искусств

Обучающие тренинги со школьниками включали обучение навыкам фотографии, коллективного видео и навыкам написания сочинений. Тренинги в школах г.Бишкек проводились силами координаторов ОФ «Таалим-Форум». Александр Федоров помогал в обучении фотографированию. В общем около 100 школьников прошли обучение. Не все из них смогли принять участие в познавательных поездках. Тренинги в селах проводились не во всех школах ввиду отсутствия технического оборудования.

Партнерство между городскими и сельскими школами:
Сельская школа Г.Бишкек Количество вовлеченных учащихся
С.Кызыл-Байрак Школы # 24, 29 30
С.Тарсуу Школы # 29, 48 16
С.Каинды Школы # 65, 68 28
С.Жаны-Тилек School # 38 40

Реализация проекта стала возможной, благодаря проведенным ранее Круглому столу и семинару-тренингу со школьными учителями. Учителя были обучены и получили помощь в разработке программ по реализации их проектов, получили полезные рекомендации по вопросам безопасности во время поездок. «Таалим-Форум» также помог в поиске финансов для покрытия транспортных расходов.
Тренинги со школьниками в г.Бишкек были проведены в октябре месяце и включали игры и практические упражнения. Школьники учились фотографировать, снимать видеофильм и писать сочинения. Много внимания было уделено вопросам экологического образования, командной работе, подготовке концертной программы для сел.

Были определены темы для полевых исследований:
1. Кыргызская традиционная музыка и связь с ритуалами и традициями (школа #68 и Жаны-Тилекская школа)
2. Кыргызская традиционная пища: рецепты, ингредиенты и значение (школы #65, 68 и Каиндинская школа)
3. Кыргызские традиционные игры: изучение через участие и наблюдение (школа # 24, 29, 48 и школы сел Кызыл-Байрак и Тарсу)


Программа познавательных поездок в села включала трехдневное проживание школьников из г.Бишкек в семьях их новых друзей. Гостеприимство и теплый прием сельских семей помог быстрой адаптации детей из г.Бишкек к местной среде, развитию дружбы между детьми. Дети показали концертные программы, проводили прогулки в природе, фотографировали, снимали фильмы в рамках своих исследовательских проектов, участвовали в играх, катании на лошади, а также писали свои сочинения.
Лучшие фотографии, фильмы и сочинения были представлены на выставке в Музее изобразительных искусств в г.Бишкек 13 ноября. В общем 60 фотографий детей и Александра Федорова были представлены на выставке, показано 3 видеофильма. На открытии выставки принимали участие школьники и учителя, прибывшие из сел Тарсу, Кызыл-Байрак, Жаны-Тилек, а также из школ г.Бишкек.
В своем отчете учительница Жипар Дуйшеева писала: «Очен важно, что наши дети нашли новых друзей в Жаны-Тилеке, узнали о жизни в селе. Программа позволила детям развить свое творческое мышление, обогатила мировоззрение, помогла узнать больше о своей родной земле, культуре, традициях и знаниях о кыргызской музыке»

(Фото)

В 2009 году проект отличался тем, что обучающие мероприятия проводились не только для городских школьников, но и для сельских ребят. В село Тон на Иссык-Куле были проведены занятия, в которых принимал участие фотохудожник и один из постоянных тренеров проекта Александр Федоров и координаторы проекта, обучая детей навыкам коллективного видео и навыкам письма. Школьники из Бишкекских школ-гимназий №6, 24 и 29 вместе со своими сверстниками из средней школы им. А. Салиева села Тон ездили на фестиваль Ат-Чабыш в село Барскоон, посетили плодопитомник в селе Торт-Куль, конечно же, совершили пешие прогулки по замечательным местам вдоль Иссык-Куля. Школьники снимали фильм, узнавая о традиционном музыкальном искусстве кыргызов. Вместе поставили юрту, жарили боорсок, узнавали о традициях кыргызского быта. Фотовыставка была организована в РБДЮ им. К Баялинова, где были традиционно вручены призы за лучшие фотографии и сочинения. Приехавшие школьники из села Тон вместе с городскими сверстниками посетили Международную школу г.Бишкек, Музыкальную школу им.С.Киизбаевой, посмотрели мультфильм в кинотеатре, посетили парк отдыха.

(Фото)

В 2008 году в проекте участвовали школьники из школы-гимназии №24, №6 и №29 города Бишкек и средней школы им. М.Аламанова, села Коргонду Булак Иссык-Кульской области. В этом селе проводился очередной фестиваль Ат-Чабыш. Школьники учились фотографировать, снимали фильм, брали интервью, делали записи о своих впечатлениях. В рамках проекта большая группа школьников посетила Яблочный фестиваль на Иссык-Куле. Группа сельских школьников посетила своих новых друзей в городе Бишкек, вместе участвовали в организации фотовыставки, посетили кинотеатр и парк отдыха. Фотовыставка была организована в одном из залов Музея изобразительных искусств, где школьники показали концерт и получили призы за лучшие работы.

На основе фотографий и сочинений школьников, принимавших участие в школьном проекте, был издан Фотоальбом «В фокусе земля: мир глазами детей» 

(Фото)